Автоперевозки и логистические услуги в УрФО

Опубликована 18 апреля 2010, 08:05

На Уральский Федеральный Округ, в котором проживает 8,6% населения России  приходится 18% ВВП страны и 6,6% от общей протяженности Российских автомобильных дорог. Последнее в качественном отношении означает, что плотность автомобильных дорог в два раза ниже общероссийских показателей и не позволяет осуществлять автоперевозки в наикратчайшие сроки, а так же не учитывает стратегическое значение  магистралей, проходящих через регион.  Автоперевозки, на которые приходится почти половина от общего объема перевозок по региону, год от года снижают скорость:  в 2006 году 22,2 км/ч, в 2007 – 19,9 км/ч, в 2008 – 17,7 км/ч.

На учете в УрФО состоит 9,3% от общего количества транспортных средств РФ,  что в количественном отношении составляет 3,53 млн.единиц, в том числе грузовые автомобили – 0,48 млн.

            Грузовые автомобили распределяются по классам (см. диаграмму 1) следующим образом: класс легких коммерческих автомобилей (LCV) составляет 50,3%, более половины из которых приходится на Газель и Соболь, среднетоннажных (CV) – 12,02%, тяжеловесов (HCV) – 37,68%, в которой КаМАЗ занимает третью часть.

            Распределение по маркам представлено на диаграмме 2. ИЖ – 5,3%, УАЗ – 5,91%, ГАЗ – 27,56%, ЗИЛ – 8,62%, Урал – 2,65%, КаМАЗ – 12,22%, МАЗ – 4,07%, иномарки – 33,67%.

В таблице 5 приведены результаты получасового мониторинга проходящих по улице Фронтовых Бригад г.Екатеринбурга грузовых транспортных средств,  из которых нас интересуют грузовые автомобили с региональными номерами 66 и 96. Данные мониторинга оказались достаточно близки к данным официальной статистики и позволили выявить лидера региона в классе HCV среди иномарок. Лидером стала марка VOLVO.

            Средний возраст подвижного состава (см. диаграмму 3) заслуживает уважения: авто со сроком эксплуатации до двух лет – 11%, от двух до пяти лет эксплуатации – 14,1%, от пяти до восьми – 11,4%, от восьми до десяти лет эксплуатации – 8%, от десяти до тринадцати – 13,4%, и наконец более тринадцати – 42,1%.

            В собственности юридических лиц находится 43,6% грузовых транспортных средств, в собственности граждан – 56,4%, (см. диаграмму 4). 

Диаграмма 1. Грузовые автомобили: распределение по классам.

Распределение грузовиков по классам

 

Диаграмма 2. Грузовые автомобили: распределение по маркам.

Распределение грузовиков по маркам

 

Диаграмма 3. Грузовые автомобили: распределение по сроку эксплуатации

Распределение грузовых автомобилей по сроку эксплуатации

 

Диаграмма 4. Грузовые автомобили: распределение по форме собственности

Распределение грузовых автомобилей по форме собственности

Таблица 5. Грузовые автомобили: результаты мониторинга в г.Екатеринбург

Класс

Марка/проследовало единиц / %

146

100

HCV

КаМАЗ

26

17,81

Маз

10

6,85

Freightliner

2

1,37

Renault

1

0,68

Volvo

6

4,11

Skania

3

2,05

MAN

2

1,37

Mercedes-Benz

2

1,37

HOVO

3

2,05

КрАЗ

1

0,68

CV

ЗИЛ

13

8,90

Урал

2

1,37

Валдай

2

1,37

Иномарки

4

2,74

LCV

Газель

42

28,77

ИЖ

3

2,05

УАЗ

2

1,37

Иномарки

22

15,07

 

Итого иномарки

 

30,82


В ХМАО и ЯНАО 90% валового регионального продукта составляет нефтедобывающая промышленность,  где высока роль трубопроводного транспорта, поэтому в большей части автоперевозки сосредоточены в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях.

Автоперевозки по субъектам УрФО за период 2006-2008 годов представлен на диаграмме 6. Объем железнодорожных перевозок - на диаграмме 7. ЖД и автоперевозки в совокупности представлены на диаграмме 8.

Диаграмма 6. Автоперевозки по субъктам УрФО.

 Объем перевозок грузов автотранспортом по субъктам УрФО.

Диаграмма 7. Объем ЖД перевозок  по субъектам УрФО.

Объем ЖД перевозок грузов по субъектам УрФО.

Диаграмма 8. ЖД и автоперевозки в совокупности

Объемы перевозок грузов ЖД и автомобильным транспортом в совокупности

 

Из приведенных выше данных, проиллюстрированных диаграммами 6,7 и 8 следует, что в Свердловской и Челябинской областях основной объем перевозок приходится на железную дорогу. В Тюменской области большая часть приходится на автоперевозки. По совокупному объему перевозок Тюменская область так же является лидером УрФО, что следует из диаграммы 8.

В целом по округу зарегистрировано порядка 1700 автотранспортных предприятий, из которых 816 в Свердловской области, 538 в Челябинской области, 316 в Тюменской, и по десятку автотранспортных предприятий в прочих субъектах округа.

Международные автоперевозки осуществляют около двухсот предприятий, на которые приходится около двух процентов от общего объема по округу.

Крупнейшие транспортные компании Свердловской области:

  • ОАО «Лорри», на долю которого приходится 60% в общем объеме международных автомобильных перевозок Свердловской области и 38%  по УрФО
  •  «Грузов и К»
  • «Ассистент»
  •  «КонтинентТранс»
  • «Транс-Профи»
  •  «Ревдаавтотранс»
  •  «AVS Автотранс»
  • «Магистраль-Карго»
  • «Транс-Логистик»
  •  ЗАО «Автосан»

 

    Крупнейшие транспортные компании Челябинской области:

  •  ООО «Уралстар»
  • «Логистик Транс Авто»
  • «ТЭК «Норма»
  • ТПК «Реал Продукт»
  • «Урал Автотранс»
  • «ТЭК «Экос»

 

    Крупнейшие транспортные компании Тюменской области:

  • «Тюменская транспортная компания»
  • «Байкал Сервис»
  • «Экспресс-Авто»

 

    Говоря о рынке перевозок нельзя не сказать о рынке логистики в целом. В начале статьи говорилось о стратегическом значении основных магистралей  в УрФО. Именно поэтому Свердловская область включена в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России».

            В рамках  программы  на уральский рынок логистических услуг вышли: екатеринбургская компания "Кинетика" с терминалом класса «А», федеральный оператор «Евразия Логистик» с логопарком класса «А» в Пышме, компания «Стройкомплект» со складским терминалом «Исток», транспортная компания «Лорри» с терминалом «Таганский». Завершается строительство транспортно-логистического терминала в районе автомагистрали Екатеринбург – аэропорт «Кольцово» с проектной мощностью порядка 300 тыс.м.кв. площадей класса «А» и «Б» и восточного транспортно-логистического центра «AVS Logistic» на пересечении Екатеринбургской кольцевой дороги и Березовского тракта, мощностью порядка 200 тыс.м.кв. площадей класса «А» и «Б». В общем по области планируется построить и сдать в эксплуатацию более 10 транспортно-логистических центров.

            По ценке экспертов, в округе работает порядка 1500 компаний, предоставляющих логистические услуги. Из них порядка сорока являются определяющими на рынке.

В УрФО аккредитованы крупнейшие федеральные операторы отрасли:

  • «Национальная логистическая компания»
  • «Авалон Логистикс»
  • «Русская логистическая служба»
  • «STS Logistics»
  • «Новая перевозочная компания»
  • «Рейл-Континент»

а так же крупнейшие Российские транспортные компании по доставке сборных грузов:

  • «Грузовозофф»
  • «Юни Транс Логистик»
  • «Автотрейдинг»

Из международных операторов представлены «АсстрА Урал», группа компаний «Armadillo», «ICT Group».

Не смотря на это, крупнейшие транспортные компании  Урала контролируют значительную часть рынка. «Лорри» и «Урал-Контейнер» входят в ТОП-25 крупнейших логистических компаний России.

Urfotrans.ru